Поиск

Контрольно-оценочные средства по дисциплине «Основы делопроизводства» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения

Контрольно-оценочные средства по дисциплине «Основы делопроизводства» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения

Белоруссова Екатерина Владимировна,
преподаватель специальных дисциплин областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Костромской техникум торговли и питания»

Модернизация образования в учреждениях, осуществляющих профессиональное обучение и профессиональную подготовку в настоящее время, связана с реализацией компетентностного подхода. Отличие компетентностного подхода от традиционного некомпетентностного – это изменения в системе оценивания результатов освоение основной профессиональной образовательной программы (таблица №1).

Таблица №1. Сравнительная характеристика систем оценивания учебных результатов при реализации стандартов второго и третьего поколения

ГОС (второе поколение)

ФГОС (третье поколение)

Объект оценивания

Предметные знания и умения

Общие и профессиональные компетенции

Процедура оценивания

процесс определение степени усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с предъявляемыми требованиями

процесс определения степени соответствия реальных достижений обучающегося планируемым результатам обучения

Критерии оценивания

Субъективная оценка качества ответа (выполненной работы)

Механическая (количественная) оценка

Показатели выраженности оцениваемого параметра: наблюдение за ходом выполнения задания, анализ представленного результата

Функции оценивания

Оценивание для контроля

Оценивание не только для контроля, но и для развития, определения направления улучшения результата

Типы контроля

Текущий

тестирование

контрольные работы

лабораторные работы

практические работы

Текущий

тестирование

наблюдения за действиями аттестуемого

защита лабораторных и практических работ

защита и представление проектов

устное собеседование

Промежуточная аттестация

экзамены по разделам (семестрам) профессионально значимым дисциплинам

проверочные квалификационные работы

экзамены по практике

Промежуточная аттестация

дифференцированные зачеты по МДК

зачеты по практике

комплексные экзамены по профессиональному модулю

Итоговая аттестация

итоговые экзамены по предметам (выбор по значимости в профессии)

выпускная практическая квалификационная работа

защита письменной квалификационной работы

Итоговая аттестация – защита выпускной квалификационной работы

выпускная практическая квалификационная работа

письменная экзаменационная работа

Допуск к ИГА

Завершение обучения в рамках ОПОП (ступень или курс) и успешное прохождение промежуточной аттестации

Предоставление документов, подтверждающих освоение компетенций при изучении теоретического материала, учебной практики и производственного обучения

В ФГОС третьего поколения в части Требований к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы, сказано, что «Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся». Следовательно, подготовка обучающихся в рамках новых стандартов определяет необходимость переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся.

При переходе на компетентностно-ориентированные рабочие программы дисциплин изменяется функция оценивания: от оценивания для контроля переходят к оцениванию для определения направления улучшения образовательного процесса. Начать разработку необходимо с анализа действующих оценочных средств и возможности их использования и перенастройки на компетентностно-ориентированные оценочные средства.

Предлагаю опыт формирования фонда оценочных средств (ФОС) по дисциплине «Основы делопроизводства» (введена за счет вариатива с целью получения дополнительных компетенций, умений и знаний для расширения функциональных обязанностей, соответствующих потребностям работодателей) для профессии начального профессионального образования 100701.01 Продавец, контролер-кассир.

В таблице представлен перечень оценочных средств, позволяющих контролировать элементы профессиональных компетенций (знаний, умений) по дисциплине «Основы делопроизводства»

№ п/п

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

1

Рабочая тетрадь

Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала.

2

Контрольная работа

Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме

3

Доклад, сообщение

Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы

4

Тест

Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

5

Творческое задание

Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Основу ФОС по дисциплине образует авторский дидактический комплекс «Рабочая тетрадь по делопроизводству». Рабочая тетрадь по дисциплине – это пособие с печатной основой для работы непосредственно на содержащихся в нем заготовках; применяется с целью увеличения объема практической деятельности и разнообразия содержания, форм работы, а также видов деятельности обучающихся.

Актуальность использования рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки обучающихся с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности. Рабочие тетради используются для текущего контроля знаний и умений обучающихся применять знания при решении учебных задач.

Структура дидактического комплекса «Рабочая тетрадь по делопроизводству»

Рабочая тетрадь состоит из трех разделов и снабжена электронным приложением. Содержание разделов следуют логике расположения учебного материала в учебнике Л.А.Ленкевич «Делопроизводство» (схема №1).

Схема №1. Структура рабочей тетради

san1.png

Предлагаемая модель рабочей тетради включает в себя 3 блока: основной, контрольный и вспомогательный (схема №2)

Схема №2.Модель рабочей тетради

kos2.png

При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определенной известной информации, до заданий, требующих установить межпредметные связи, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Следует отметить, что все задания начинаются побудительными словами: Изобразите, Сделайте, Обозначьте, Выделите.

Предлагаемые задания хотя и одинаковые для всех обучающихся, но вызывают у каждого чувство личной ответственности, так как деятельность каждого проверяется и оценивается. Процесс выполнения заданий, а также результат могут фиксироваться тут же в материалах.

Проверка знаний обучающихся позволяет осуществлять обратную связь между обучающимися и преподавателями, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки недочеты в знаниях обучающихся.

В данной тетради не даются ответы к заданиям. Это изменяет отношение обучающихся к процессу решения, требует критического отношения к полученным результатам, усиливает общение обучающихся между собой. Очень важна и другая причина отсутствия ответов: коллективно обсуждать разные пути решения и искать правильные ответы. Самостоятельное нахождение правильного решения, тренировка по вопросам и заданиям способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой.

Тетрадь предполагает самостоятельную параллельную работу обучающихся с содержанием учебника. Задания в рабочей тетради представлены в разных формах: тестовой с выбором ответа, классификацию и обобщение различных фактов, решение расчетных задач различных типов. Задания обеспечивают усвоение знаний, как на репродуктивном уровне, так и на творческом (схема №3).

Схема №3. Типология заданий рабочей тетради

kos3.png

Для проверки результатов теоретического и практического усвоения учебного материала используются контрольные работы. Каждая контрольная работа представлена в 5 вариантах, состоящих из трех частей сформированных по типам заданий: задания с выборочным ответом, задания с кратким ответом и практические задания (схема №4).

Схема №4. Типология заданий контрольной работы

kos4.png

К каждой контрольной работе дан комментарий по структуре и оценке результатов (таблица №3).

Таблица №3. Критерии оценок

Количество баллов

Оценка

Всего

Задание с выбором ответом

Задания с кратким ответом

Задание с развернутым ответом

«5»
отлично

18 - 20

8 - 10

7 - 9

выполнено

«4»
хорошо

15 - 17

6 - 10

5 - 9

выполнено или выполнено не полностью

«3»

удовлетворительно

10 - 14

3 – 10

0 – 9

выполнено или выполнено не полностью

«2»
не удовлетворительно

менее 10

0 - 9

0 - 9

не выполнил практическое задание

На каждого обучающегося оформляется бланк «Результатов выполнения работ» (таблица №4).

Таблица №4. Результаты выполнения контрольных работ

Номер КР

Вариант

Задание с выборочным ответом

Задание с кратким ответом

Задание с развернутым ответом

Общий балл

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

КР №1

КР №2

КР №3

КР (итоговая)

Успешное выполнение всех контрольных заданий может служить основанием для положительной аттестации по дисциплине без проведения контрольного мероприятия (дифференцированного зачёта).

В настоящее время перед преподавателями стоит задача по составлению паспорта контрольно-оценочных средств по дисциплине. Сложность состоит в том, что предложенные проекты макетов паспортов ориентированы на комплекс контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю. В связи с этим преподаватели формируют паспорта по своему усмотрению, поэтому возникает вопрос об разработке унифицированного макета паспорта контрольно-оценочных средств по дисциплине.

© Copyright 2009-2010 Новый город. | Все права защищены. | Разработано Alex-Media.